Мультиформатный международный мультимедийный проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ 100»

Проект, посвященный сохранению и популяризации творческого наследия великого русского скульптора Эрнста Неизвестного в год его 100-летия
Эрнст Неизвестный — скульптор, художник, философ, Орфей, Неизвестный солдат, был смертельно ранен в 45-м и воскрес, чтобы создать новую визуальную лексику и новую пластический язык, навсегда изменивший не только русский, но и мировой художественный вкус. Неизвестный, последовательный гуманист, всей своей жизнью и творчеством говорил о том, что искусство не просто должно отражать действительность,
но вести человечество к будущему.
Любовь Агафонова, «Пари с Хароном»
Неизвестный, несмотря на успешную карьеру в СССР, в эмиграции, в России сейчас — остается неизвестным. Мы знаем его трагические и курьезные перипетии с Хрущевым; знаем о популярности и коммерческой востребованности в Америке и Европе: уже при жизни в музее в Швеции была открыта одна из первых постоянных экспозиций работ скульптора. Мы знаем «глянец» и моду на его произведения. Политически окрашенную историю времен перестройки. Его памятник жертвам репрессий, его скульптуру ТЭФИ — приз телеиндустрии — даже без фамилии автора знает каждая домохозяйка. Но его многоуровневое значение для единого художественного процесса русской и мировой культуры — не осмыслено и не понято. Ни зрителем, ни искусствоведческой мыслью. Блеск его востребованности, в какой-то мере гламурности, созданным как коммерческими заказами, так и политической конъюнктурой, затемняет истинное величие большого русского художника, ставшего мировой звездой.

«Эрнст Неизвестный — единственный шестидесятник, чьи творения признаны и на Родине, и во всем мире. Его «Великий Кентавр» украшает здание ООН в Женеве, по его эскизу создан колоссальный монумент «Цветок Лотоса» на Асуанской платине в Египте. Он говорил на равных не только с мировым искусством, но и с руководством страны: «Вы и ангел и дьявол!" — крикнул ему Никита Хрущев на выставке в Манеже. По иронию судьбы Неизвестный стал автором знаменитого памятника на могиле Хрущева. Общеизвестны его монументы памяти жертв сталинизма в Екатеринбурге и в Магадане, а статуэтка Орфея стала символом кинопремии „ТЭФИ“» — из интервью коллекционера Тимура Юнусова, после прочтения книги Любови Агафоновой «Пари с Хароном».

В свете годовщины творчество выдающегося русского художника и скульптора — Эрнста Неизвестного следует рассматривать не только как часть истории искусства, но и как отражение культурного кода России. Однако зритель до сих поре недостаточно знаком с метафизикой глубин его творчества, которые в действительности повлияли на мировые художественные процессы.

«Неизвестный 100» самый масштабный просветительский проект, направленный на сохранение и популяризацию творческого наследия Эрнста Неизвестного в рамках празднования 100летия скульптора, и объединивший множество специалистов, институций и форматов (выставка, круглый стол, художественная книга, теле и кинопроект.

Участники:
Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Музей истории МИЭТ, МГАХИ имени В. И. Сурикова, МГИМО, галерея «Веллум», Студия С.С.С.Р.

Стратегические партнеры:
Министерство иностранных дел РФ, культурный центр Community, Студия Сергея Соловьева «Синема Лайн»

Информационные партнеры:
газета «Вечерняя Москва», журнал «Сноб», радио «Орфей», телеканал «Культура»
Кураторская группа:
  • искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Валерий Силаев
  • искусствовед, основатель отдела новейших течений Третьяковской галереи Татьяна Вендельштейн
  • искусствовед, научный сотрудник НИИ теории и истории искусств РАХ Павел Павлинов
  • архитектор, вице-президент Союза архитекторов Алексей Комов
  • коллекционер Василий Зубаткин
  • искусствовед Лидия Вулох
  • промоутер (Республика Сербия), культурный деятель Синиша Лазаревич
  • режиссер, киновед, генеральный продюсер студии «С.С.С.Р.» Артемий Белов
  • ведущий специалист по учебно-методической работе кафедрой скульптуры и композиции МГАХИ имени В. И. Сурикова Анастасия Кругликова
  • руководитель проекта: Академик секции искусствоведения РАХ, арт-продюсер, публицист, автор сотни экспозиционно-просветительских проектов Любовь Агафонова
  • координатор проекта: культуролог, директор Музея истории МИЭТ (2021−2024), куратор Катерина Палепина

В рамках проекта реализуются:

Исследовательская работа:

За 10 лет проведена колоссальная работа по сбору данных о творческом наследии великого скульптора, объединившую исследователей̆, искусствоведов и друзей художника. Работа по подбору и анализу материалов, проведена большим творческим коллективом, инициированная Любовью Агафоновой, началась задолго до знаменательной̆ даты. Удалось собрать обширный̆ массив творческого наследия Неизвестного. Для выставки подготовлены более 200 произведений, скульптур, станковой живописи и графики. Работа с малоизвестными архивными документами музеев и частных коллекций позволила по-новому посмотреть на художественные нарративы скульптора и расширить представления о его творчестве. Собранные материалы стали основой̆ для подготовки творческим коллективом художественного альбома, и повести о судьбе автора.

Популяризаторская программа:

Включает в себя образовательную программу с лекциями, дискуссиями и public-talk, которые пройдут на разных арт-площадках.

Прошедшие мероприятия:

  • Пресс-конференция по случаю 100-летнего юбилея Эрнста Неизвестного — 8 мая 2025 года
Состоялась презентация проекта «Неизвестный 100». Впервые были показаны уникальные архивные материалы: неопубликованные документы, эскизы и фотографии из личных архивов куратора Любови Агафоновой, которая поделилась результатами многолетней исследовательской работы. Был представлен тизер художественного фильма «Неизвестный. Солдат».
Присутствовали: искусствовед и основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова, сербского продюсера Синиша Лазаревич, кинопродюсер Артемий Белов, искусствовед Павел Павлинов и Тимур Юнусов (Тимати) — ценитель и коллекционер работ художника.

  • Перформанс-инсталляция с элементами концерта «Мастерская Орфея»
Герои перформанса — это собирательные образы эпохи физиков-лириков. Диалоги «собраны» из цитат Эрнста Неизвестного, из воспоминаний о нем его друзей, фантазий автора и аллюзий к фильмам: «Девять дней одного года», «Застава Ильича», «До свидания мальчики», повестей Василия Аксенова, Сергея Довлатова и отрывка из новой книги Любови Агафоновой «Пари с Хароном». Зрители оказываются в мастерской скульптора и проживают один день из жизни Эрнста Неизвестного.

Режиссер: Михаил Жерневский
В постановке задействованы: Сергей Рыженко, Арсений Светлов, Синиша Лазаревич, Давид Ниамеди, Наталья Тетенова, Сергей Липницкий, Мария Голубкина, Любовь Агафонова, Татьяна Светашова.

Премьера состоялась 17 мая 2025 года в Галерее «Веллум» в рамках ежегодной акции «Ночь в Музее».

Кинопроект

Название фильма: Неизвестный Солдат.

Форматы: Документальный и игровой.

Жанр: историко-биографическая драма с элементами реконструкции и арт-хауса

Производство: Студия «С.С.С.Р» на базе киноконцерна «Мосфильм»

По книге Любови Агафоновой «Пари с Хароном»

Продолжительность:
Документальный: 52 мин.
Игровой: 90 мин.

В основе сюжета история становления Эрнста Неизвестного как художника. История начинается с юности, когда будущий скульптор встречается с ужасами Второй мировой войны — теряет друзей, получает серьезный ранения, его родителям приходит похоронка. Именно этот период он определяет для себя основное направление своего творчества. Вся его жизнь становится как греческая трагедия, где судьба сталкивается с властью, любовь — с предательством, вдохновение — с цензурой.
Это фильм не только о художнике, но и о человеке, который воплотил судьбу страны в бронзе и себе — в миф.
Неизвестный становится известным — через искусство, которое не умирает.

Тизер фильма был представлен к 80-летию Великой Победы — 9 мая 2025 года

Издательская программа:

  • Книга об Эрнсте Неизвестном «Пари с Хароном»
Автор: Любовь Агафонова
Издательство: «Эксмо-АСТ» при участии «Веллум» и «С.С.С.Р.»
Дата выхода: 2025−2026

«Орфей символизирует борьбу художника с препятствиями и его преданность искусству. Скульптура сочетает реализм, символизм и экспрессионизм, отличаясь анатомической точностью и глубокой эмоциональностью…» — цитата из книги, глава «Орфей».

Особое внимание будет уделено комментариям к произведениям, которые помогут читателям глубже понять замыслы скульптора и контекст создания его шедевров. Биографическая повесть об Эрнсте Неизвестном станет не только данью уважения великому мастеру, но и ценным вкладом в популяризацию его творчества.

  • Каталог-резоне
Собранные в ходе исследовательской работы материалы стали основой для подготовки творческим коллективом художественного альбома, и повести о судьбе автора.

Экспозиционная деятельность:

  • Выставка с участием музейных и частных собраний
Для выставки подготовлены более двухсот произведений, скульптур, станковой живописи и графики. Работа с малоизвестными архивными документами музеев и частных коллекций позволила по-новому посмотреть на художественные нарративы скульптора и расширить представления о его творчестве.
Структура экспозиции будет выстроена так, что каждый ее элемент будет акцентировать внимание зрителя на бесценных артефактах — картинах, скульптурах и, главное, это будет смысловая вовлеченность зрителя.
План экспонирования:
  • Скульптура «Орфей» высотой в 2 метра. Встречает зрителя. Она является центром философии творчества художника. Его «умер и родился вновь» - лейтмотив характера Эрнеста Иосифовича. Разорванная пулей грудь, треск кости и смерть, но исполнена Надежда - он практически воскрес! - позволяет ему нести свое мнение как непреложную истину. Он - Пророк в собственном сознании
  • Модель скульптуры «Маска» (Магаданский областной краеведческий музей) будет представлена на фоне магаданского пейзажа, где установлен монумент-мемориал, посвящённый памяти жертв политических репрессий
  • Скульптура «Указывающий кентавр» будет установлена на фоне здания штаб-квартиры ООН в Женеве, где установлена аналогичная фигура, в увеличенном масштабе и названная «Великий кентавр»
  • Проект «Гигантомахия» (имеет форму семи соединённых между собой лент Мёбиуса, которые соединяются в огромный космический цветок, опоясывающий мир) будет представлен на фоне Асуанской плотины в Египте, где в 1971 году был установлен 87-метровый бетонный монумент «Цветок лотоса» (мемориал «Дружба народов»)
  • Создание 3D-модели утраченной работы «Прометей» (начало 1960-х годов), которую планировалось установить возле здания Научного центра в Зеленограде. Один из вариантов скульптуры был установлен в натуральную величину на выставке «Электро-72» в Сокольниках
  • У посетителей выставки будет возможность увидеть первоначальный вариант скульптуры наведя камеру своего телефона на эскиз
Экспозиция включает не только более ста живописных графических произведений и скульптур мастера, но и документальные фотоматериалы, документы, элементы видеоарта.
Предлагается с помощью архитектурной застройки и декораций погрузиться в эпоху — посетитель попадает в некий интерактивный спектакль, позволяющий ему лично познакомиться со своим Неизвестным. Мы обыграем и его подвиг ветерана ВОВ, и курьезную историю с Хрущевым, и попытку создания памятника Юрию Гагарину, да и вручение премии Тэфи не забудем.

Его иллюстрации к библейским текстам, собственное их прочтение. Страницы книг можно будет переворачивать на тач-скринах. Его монологи с экрана, его любовь и звездные друзья. Лекции, беседы, интерактивный спектакль по пьесе куратора — уникальный метод, уже полюбившийся зрителям на выставке «Пальто Рогинского». Структура экспозиции будет выстроена так, что каждый ее элемент будет акцентировать внимание зрителя на бесценных артефактах — картинах, скульптурах и, главное — это будет смысловая вовлеченность зрителя.
Дата публикации: 8 мая 2025 года