Кураторская группа:- искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Валерий Силаев
- искусствовед, основатель отдела новейших течений Третьяковской галереи Татьяна Вендельштейн
- искусствовед, научный сотрудник НИИ теории и истории искусств РАХ Павел Павлинов
- архитектор, вице-президент Союза архитекторов Алексей Комов
- коллекционер Василий Зубаткин
- искусствовед Лидия Вулох
- промоутер (Республика Сербия), культурный деятель Синиша Лазаревич
- режиссер, киновед, генеральный продюсер студии «С.С.С.Р.» Артемий Белов
- ведущий специалист по учебно-методической работе кафедрой скульптуры и композиции МГАХИ имени В. И. Сурикова Анастасия Кругликова
- руководитель проекта: Академик секции искусствоведения РАХ, арт-продюсер, публицист, автор сотни экспозиционно-просветительских проектов Любовь Агафонова
- координатор проекта: культуролог, директор Музея истории МИЭТ (2021−2024), куратор Катерина Палепина
В рамках проекта реализуются:Исследовательская работа:За 10 лет проведена колоссальная работа по сбору данных о творческом наследии великого скульптора, объединившую исследователей̆, искусствоведов и друзей художника. Работа по подбору и анализу материалов, проведена большим творческим коллективом, инициированная Любовью Агафоновой, началась задолго до знаменательной̆ даты. Удалось собрать обширный̆ массив творческого наследия Неизвестного. Для выставки подготовлены более 200 произведений, скульптур, станковой живописи и графики. Работа с малоизвестными архивными документами музеев и частных коллекций позволила по-новому посмотреть на художественные нарративы скульптора и расширить представления о его творчестве. Собранные материалы стали основой̆ для подготовки творческим коллективом художественного альбома, и повести о судьбе автора.
Популяризаторская программа:Включает в себя образовательную программу с лекциями, дискуссиями и public-talk, которые пройдут на разных арт-площадках.
Прошедшие мероприятия:- Пресс-конференция по случаю 100-летнего юбилея Эрнста Неизвестного — 8 мая 2025 года
Состоялась презентация проекта «Неизвестный 100». Впервые были показаны уникальные архивные материалы: неопубликованные документы, эскизы и фотографии из личных архивов куратора Любови Агафоновой, которая поделилась результатами многолетней исследовательской работы. Был представлен тизер художественного фильма «Неизвестный. Солдат».
Присутствовали: искусствовед и основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова, сербского продюсера Синиша Лазаревич, кинопродюсер Артемий Белов, искусствовед Павел Павлинов и Тимур Юнусов (Тимати) — ценитель и коллекционер работ художника.
- Перформанс-инсталляция с элементами концерта «Мастерская Орфея»
Герои перформанса — это собирательные образы эпохи физиков-лириков. Диалоги «собраны» из цитат Эрнста Неизвестного, из воспоминаний о нем его друзей, фантазий автора и аллюзий к фильмам: «Девять дней одного года», «Застава Ильича», «До свидания мальчики», повестей Василия Аксенова, Сергея Довлатова и отрывка из новой книги Любови Агафоновой «Пари с Хароном». Зрители оказываются в мастерской скульптора и проживают один день из жизни Эрнста Неизвестного.
Режиссер: Михаил Жерневский
В постановке задействованы: Сергей Рыженко, Арсений Светлов, Синиша Лазаревич, Давид Ниамеди, Наталья Тетенова, Сергей Липницкий, Мария Голубкина, Любовь Агафонова, Татьяна Светашова.
Премьера состоялась 17 мая 2025 года в Галерее «Веллум» в рамках ежегодной акции «Ночь в Музее».
- Презентация проекта «Неизвестный 100» на ПМЭФ-25
Санкт-Петербург, 18-21 июня 2025 года
Любовь Агафонова, искусствовед, академик РАХ, идеолог программы «Культурный Код РФ»: «Проект - осмысление наследия великого скульптора, направлен на восстановление значения Неизвестного для страны и мира в целом через современные технологии и мультиформатные подходы. Мы хотим показать, как его идеи продолжают влиять на искусство сегодня».
Артемий Белов, продюсер фильма «Неизвестный. Солдат»: «Когда мы работали с архивными материалами, стало ясно: традиционных форм документального кино недостаточно, чтобы передать масштаб личности художника. CGI и нейросети позволили нам «оживить» кадры, создав эффект присутствия. Зритель буквально увидит, как творил мастер, почувствует его энергию».
Гости форума отметили, что современные культурные проекты все чаще используют цифровые инструменты, и «Неизвестный 100» — яркий пример. Особенно впечатляют способы обработки архивных материалов с помощью ИИ. Это особенно важно, что Неизвестный изменил визуальный язык XX века, и теперь, благодаря проекту, его идеи зазвучат по-новому, а это живой диалог с наследием.